Дмитрий Дюжев сыграл Петра I, а Екатерина Гусева — жену царя

Издание: MK.RU
Текст: Светлана Хохрякова
20 ФЕВРАЛЯ 2019 г. в 19:20 (МСК)
Ссылка на материал

Продюсер фильма «Тобол» Олег Урушев: «Наш фильм о любви, русских воинах и их подвиге»

В Москве прошла премьера исторической эпопеи «Тобол» по мотивам романа Алексея Иванова «Тобол. Много званых», рассказывающего об освоении Сибири в эпоху Петра Великого. Много разговоров ходило о том, что известный писатель, чьи произведения уже экранизировались, снял свое имя из титров, потому что не принял скупое киноизложение своего произведения. А ведь сценарий появился раньше, потом уже был написан роман о сибирском картографе и летописце Семене Ремезове. Как бы то ни было, имя Иванова указано, от авторства он не отказался. Хотя и трудно большой материал уложить в идущую меньше двух часов картину.

Дмитрий Дюжев сыграл Петра I, а Екатерина Гусева - жену царя

фото: Геннадий АвраменкоПавел Табаков перед премьерой.

Когда обозреватель «МК» побывала на съемочной площадке, там работал режиссер Игорь Зайцев, известный по фильмам «Есенин», «Чкалов», «Великая», «Каникулы строгого режима». В титрах «Тобола» появилось еще и имя Петра Зеленова, монтировавшего прежде «Легенду №17» и «Движение вверх», а теперь подключившегося на стадии монтажа, но уже как полноправный режиссер «Тобола», в котором компьютерная и прочие составляющие были очень важны. Все это свидетельствует о том, что российское кино вступило в новую производственную фазу.

События происходят в начале XVIII века, когда Петр I инициирует поход за золотом в Сибирь до самых китайских пределов ради укрепления позиций. На Красной площади Тобольского кремля до сих пор стоят деревянные укрепления, построенные для съемок, которые вписались в старинный архитектурный ансамбль. Там и небо особенное — невероятной синевы. Не зря герои фильма постоянно всматриваются в него, угадывая ангелов. В «Тоболе» участвовала большая массовка — порядка 250 актеров, 65 каскадеров, 80 коней. Его украсили казахстанские актеры, снявшиеся в батальных сценах, в лучших своих моментах напомнивших китайские исторические блокбастеры с летающими воинами. Рыбу в Сибири ловили руками, как в сказке, а их замерзшие туши использовали в качестве оружия. События происходят еще и в Петербурге, и одну из сцен — бал с выходом Петра I в исполнении Дмитрия Дюжева — снимали в московских палатах Волковых-Юсуповых конца XVII–XVIII вв.

Автор идеи — генпродюсер фильма Олег Урушев, прежде работавший с Сергеем Соловьевым на «Анне Карениной» и «Ассе-2». Он так горел своим замыслом, столько исторических трудов проштудировал, что изумлял на площадке своими познаниями и почти детской увлеченностью проектом. Результатом остался доволен, хотя в киноверсии от многого пришлось отказаться.

— Наш фильм о любви, русских воинах и их подвиге, — рассказал «МК» Олег Урушев. — Мы сделали его для молодежи. Главный герой Иван Демарин — птенец Петра I, совершающий подвиг по велению души, а не потому, что все продумано. Подвиг совершает и юный Петька Ремезов, который только-только пошел в армию, мечтает о красивом бое, а погибнет прозаично, но спасая товарищей. Он понимает, что ждет его смерть и идет на нее осознанно. Когда мне начинают говорить в Тюмени, что мы как-то не так показали сибирское войско, ссылаясь на сцену, где атаман сибирского войска зарубил собачку, могу сказать, что так было и у Иванова об этом написано. Петр I и начал реформу, потому что все стало разваливаться, анархия царила в армии. Фильм у нас получился не только о подвиге русского солдата, но и о большой любви — русской, шведской и восточной. Когда хан Анхудай просит шведа продать ему женщину, а взамен предлагает любого коня, швед не понимает, как это возможно. Вот она любовь по-азиатски. И тут же нежная и трогательная любовь главного героя.

фото: Геннадий АвраменкоЕкатерина Гусева. Царская стать…

О сибирском летописце, картографе и историке Семене Ремезове, роль которого сыграл Дмитрий Назаров, многие из нас, как и члены съемочной группы, прежде ничего не знали. Хотя в Сибири и особенно в Тобольске — он знаковая фигура. Но режиссер все-таки сделал ставку на молодых героев — сына Ремезова, самовольно, против воли родителя подавшегося в рекруты, а потом и в экспедицию за золотом (сыграл его Павел Табаков), и Ивана Демарина (в исполнении Ильи Маланина), получившего военное образование в Европе и отправившегося по распоряжению Петра I в Сибирь. Там он встретит свою первую любовь и окажется в эпицентре заговора местных князей, охочих до золота Яркенда, сразится с полчищами джунгар. Одна из самых ярких ролей — у Андрея Бурковского, прекрасного театрального артиста, у которого в кино все еще впереди. Он сыграл пленного шведа Йохана Рената, полюбившего в неволе прекрасную Бригитту (латышское происхождение Агаты Муцениеце пришлось кстати), и теперь они мечтают вместе вернуться домой.

Дмитрия Дюжева, сыгравшего роль Петра I, на премьере «Тобола» не было. Он снимается в другом кинопроекте вдали от Москвы. Так что из царских особ пришла только Екатерина Гусева, сыгравшая Екатерину I. То, что роль у нее совсем небольшая, ее не расстраивает. Впереди — восьмисерийная версия. Предложению сыграть Екатерину I актриса не удивилась: «Я начинала с Екатерины II в театре, в мюзикле «Граф Орлов». Там и примерила на себя корону Российской империи. Жаль, конечно, что я не смогла обогатить «Тобол» портретным сходством с Екатериной I. А Дмитрий Дюжев родился для роли Петра I. Как будто бы артист такой фактуры пришел в наш мир, для того чтобы ее сыграть сегодня, в 2019 году. Он эту миссию выполнил, и это феномен. Наверное, чтобы быть женой такого Петра, надо иначе выглядеть. Поскольку у меня внешне ничего общего нет с Екатериной I, пришлось вести поиск по внутренней линии, быть честной, правдивой. Она умела любить, знала, с какой стороны подойти и усмирить гнев супруга, руками снимала боль. Последние лет десять Петр I сильно мучился от приступов мигрени, отсюда, возможно, его ярость, гнев, панические атаки. А Екатерина руками снимала боль, если верить исторической литературе, хотя и она уже в основном превратилась в фэнтези.

Павел Табаков сыграл молодого Ремезова, погибающего ради спасения товарищей. Останется после него память и простой деревянный крест с фамилией над холмиком земли. Мы разговариваем за час до премьеры.

— Как работалось в трудном для российского кино жанре исторического блокбастера? Удавалось сохранить свой человеческий голос в таком вареве?

— Трудности были связаны только с постоянными перелетами, совмещением съемок и работы в театре. Ночь летишь на съемки, работаешь, ночь — обратно, играешь спектакль, и назад. А в остальном не было сложностей. Либо я неприхотлив, либо вывез все за счет молодости. Но я действительно не очень сильно уставал.

— А какой была внутренняя работа?

— У нас очень талантливый режиссер Игорь Зайцев, умеющий все хорошо объяснить, поставить четко задачу, найти ключики для всех. Игорь нас прямо-таки вел, и все, надеюсь, получилось.

— Вы готовы, как ваш герой, ринуться в авантюру?

— Не знаю. Я не идеалист, но есть вещи, в которые я свято верю, и, наверное, если бы вопрос встал ребром, отстаивал бы то, во что верю. Доведись оказаться в такой ситуации, думаю, и я бы ринулся.

 

 

Расскажи своим друзьям!