Олег Урушев: «В Сибири нам пришлось платить за снег зимой»

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ КИНО – ЖАНР ПУБЛИКОЙ ЛЮБИМЫЙ, НО ЧРЕЗВЫЧАЙНО СЛОЖНЫЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ. ЭТОЙ ЗИМОЙ НА ЭКРАНЫ ВЫХОДИТ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЭПОПЕЯ «ТОБОЛ». О ТОМ, СКОЛЬКО СТОИТ СНЯТЬ ОСТРОСЮЖЕТНЫЙ ЛЮБОВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН, КАК ВОЗВОДИЛИ МАСШТАБНЫЕ ДЕКОРАЦИИ В ТОБОЛЬСКЕ И ПОЧЕМУ КАСКАДЕРЫ НЕ ОБРАЩАЛИСЬ ЗА СТРАХОВЫМИ ПОЛИСАМИ, МЫ ПОГОВОРИЛИ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ПРОДЮСЕРОМ ФИЛЬМА ОЛЕГОМ УРУШЕВЫМ.

– Cкажите, как вы из филолога стали продюсером? Зачем? У вас же филологическое образование, насколько я знаю.
− Не только филологическое, но еще и социологическое − я кандидат социологических наук.
– Это помогает вам в вашей работе продюсера?
− Конечно! Любой кинематограф начинается с литературы, как минимум – со сценария. Так что без понимания того,
что такое хороший текст и драматургия, не обойтись. А вообще, я отработал на телевидении 20 лет – 10 лет в Сургуте, 10 лет
в Югре. Мы начинали с телевизионных сериалов, нашим первым сериалом было «Золото Югры» − его раз пять показали на НТВ, на Первом канале. Это был 2002 год.
– Как возникла идея фильма «Тобол»?
− Идея фильма «Тобол» пришла, когда я прилетел в Тюмень и, поселившись в гостинице «Ремезов», от нечего делать
прочитал брошюрку, написанную хозяйкой этой гостиницы.В ней рассказывалось о том, кем был Семен Ремезов. Я был
удивлен! К своему стыду, прожив на Севере 30 лет, я не знал, что в Тобольске жил, работал, творил наш русский Леонардо −
Семен Ульянович Ремезов. Историческая личность, легендарная! Архитектор города Тобольска, летописец, иконописец, строитель − уникальный человек. Интересно, что он рисовал карты, при этом сам практически не путешествовал.
– Вас увлекла личность Ремезова и вы решили снять о нем кино?
− Все сложилось постепенно. В Перми я встретился с писателем Алексеем Ивановым, с которым сотрудничал еще на проекте «Югра».
И за чашкой чая я рассказал ему о своей идее, что вот был такой выдающийся человек…
Выяснилось, что Иванов знает много интересного про Ремезова. Это именно он спас Кунгурскую летопись и благодаря ему сохранилось имя Ермака в российской
истории. Так наш увлекательный разговор перерос в сотрудничество; оказалось, что эта незаурядная личность интересна не только мне, но и Алексею Иванову. Мы подписали контракт, проплатили, и началась работа над сценарием телевизионного восьмисерийного фильма.
Уже через год я принес на Первый канал первый вариант сценария. В ответ мне сказали: это замечательный план романа, а теперь мы ждем сценарий сериала! И режиссер Игорь Зайцев и Алексей Иванов приступили к работе, но совместного труда не получилось.
– Фильм уже тогда назывался «Тобол»?
− Да, Алексей сразу же назвал кинопроект «Тобол». Уже после этого родилось два тома его романа «Тобол». Очень жаль, что Алексей Иванов не нашел понимания
с режиссером и ушел из проекта… Теперь в титрах автором сценария значится только Игорь Зайцев.
– Фанаты романа, которые ждут премьеры фильма, обсуждают это в сетях.
− Дело в том, что в кинофильме многое пришлось сократить. Роман − это же не киносценарий.
Кино совершенно другой вид искусства – коллективный, более динамичный, здесь важны экшенсцены. С самого начала мы планировали и заказывали истерн.
Это исторический приключенческий фильм, в который вплетено несколько любовных линий. Наши главные герои фильма − молодая пара: Иван Демарин, «птенец гнезда Петрова», и Маша Ремезова, дочь Семена Ульяновича Ремезова. В принципе, у нас фильм и о проблеме отцов и детей – это вечная тема.
– Снимали вы в Тобольске? Как строили декорации, где брали костюмы?
− Большая часть съемок проходила в восстановленном старом Тобольске. Интерактивный музей «Посад сибирских сторожил» на время превратился в декорацию к фильму, а после съемок продолжил свою работу в качестве постоянного музейного комплекса. Без преувеличения можно сказать, что нашими главными строителями, реставраторами исторических декораций можно считать мэра Москвы Сергея Собянина, который, в свое время возглавляя Тюменскую область, и начал
восстановление первой столицы Сибири. А также нынешнего министра строительства и ЖКХ РФ Владимира Якушева, который более 12 лет руководил краем и превратил Тобольск в город-памятник. Во многом именно благодаря Владимиру Владимировичу и правительству Тюменской области и состоялся проект «Тобол».
Генеральный партнер фильма – компания «Сибур», официальный партнер – «Газпром нефть». Для нас символично, что фильм снимался и на Чувашском мысу,
где произошла битва отряда казаков под начальством Ермака и войска хана Кучума. Как известно, сражение окончилось победой экспедиции Ермака и привело
к падению Сибирского ханства. Можно сказать, что съемки прошли под флагом Ермака, мы ощущали энергетику тех событий.
Чтобы уложиться в смету, нам не раз приходилось подключать изобретательность − например, провели два конкурса: «Лучшая борода Тобольска» и «Лучшая коса
Тобольска». Победители получили небольшие роли в массовке. Нам нужно было 200 париков и бород: если делать их на заказ, мы бы просто разорились − хороший парик стоит более 100 тысяч.
– А этнографы вас консультировали?
− Да, нас консультировал Тобольский историко-архитектурный музей. Директор Тюменского музейного объединения Светлана Юрьевна Сидорова – наш главный
консультант. Наш фильм, надеемся, привлечет внимание к региону, будет способствовать развитию внутреннего туризма. Тобольск сегодня − это город-музей с хорошими гостиницами, уютными и вкусными ресторанами и кафе. Наши актеры их все протестировали за время съемок. Отличная русская кухня особенно понравилась иностранному актеру Филиппу Рейнхардту.
– В фильме задействован звездный актерский состав, и у каждой звезды свой график съемок. Как вы их сводили и согласовывали?
− Звездный график был сумасшедший, мы налетали на 20 млн рублей по маршруту Москва − Тюмень – Москва. Сначала мы планировали, что Ремезовым должен быть Сергей Гармаш, Гагариным − Дмитрий Назаров. Но случилось так, что Сергей Гармаш ушел в собственный проект и отказался от участия в съемках, а Дмитрий Назаров увидел себя в роли Ремезова. Долго искали Гагарина, пробовались многие. А потом нас осенило − мы вспомнили про Евгения Дятлова. Когда он приехал на пробы, все сразу поняли − вот он, князь Матвей Гагарин, первый губернатор Сибири! Ну и конечно же, в сериале не обойтись без любовных коллизий. У нас в фильме прописаны две любовные линии − русская и шведская. Вообще, у нас была такая идея: показать три разных мира – русский, европейский и восточный. Через любовную линию Ивана и Маши передавали отношение русского мира к любви, чести, достоинству, родине. Через линию Рената и Бригитты показано европейское отношение к тем же ценностям. А Онхудай − это мир Востока, восточное отношение к женщине, долгу, чести. Соприкосновение трех миров особенно интересно:  как они переплетаются, как взаимосвязаны, чем похожи и  принципиально разнятся. А вы, кстати, знаете, что после Полтавской битвы около 20 тысяч шведов было сослано в Сибирь?
– И в Тобольск тоже?
− В Тобольске каждый третий был швед! В современном Тобольске до сих пор сильна шведская кровь − на роль массовки шведов всех актеров мы нашли там  в Тобольске! Есть даже научный труд, который так и называется «Пленные шведы в России», и мы оттуда взяли некоторые факты. Например, сцена драки со шведами, которая вошла в фильм, не придумана, а взята из этой книги. Шведы в Тобольске даже школу построили. У них была своя община. Они в Тобольске получали жалованье от шведского короля.
– Сколько времени ушло в итоге на создание фильма?
− Если брать за точку отсчета 2013 год, когда родилась идея, то получается пять лет.
– А сколько денег?
– 490 млн рублей.
– «Ингосстрах» выступал официальным страховщиком картины. Скажите, а страховые случаи‑то были?
− К счастью, нет!
– Слава богу, ни с лошадками, ни с оборудованием ничего не случилось во время боевых сцен…
− Мелкие несчастные случаи были. В фильме много уникальных трюков. Большое удовольствие было работать с казахстанской каскадерской группой NOMAD. В проект мы выбирали только топовых специалистов. По единодушному мнению большинства, они лидеры в своем деле. Их знают и приглашают по всему миру: и в Индию, и в Малайзию, и в Америку. Это настоящее военизированное подразделение со строжайшей дисциплиной. Работали слаженно, как часы. И благодаря их мастерству фильм наполнен высочайшего уровня трюками. И руки они ломали, но они у нас гордые – за страховкой не пошли, сказали, это их профессия.
– Чем вам запомнились съемки?
− Много чего было. Съемки были непростые, но сейчас все вспоминают их с ностальгией и юмором. Помню деревню Понушково, которая здорово попортила нам нервы
из-за своей грязи. Мы завезли туда порядка 100 машин песка, гравия и опилок, чтобы не утонуть в том болоте. Для съемок нужна была зима, а у нас слякоть и грязь.
Никогда не думал, что в Тобольске придется платить за снег, но в кинопроизводстве чего только не случается: в 2016 году в Тобольске снег растаял только к 1 мая,
а в 2017 году − уже 20 марта

 

 

Расскажи своим друзьям!