ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ТОБОЛ
Издание: «Уральский деловой журнал. ДИРЕКТОР УРАЛ»
№2 (115) 2020 г. стр 100
Ссылка на материал
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ
ТОБОЛ
Полтора года назад фильм «Тобол» показали в кинотеатрах России. Тюмень и Тобольск первыми приняли премьеру. Не случайно, конечно: спонсоры преимущественно местные, сама история, ставшая основой проекта, родом из этих мест, сибиряки прошли все круги кастингов и поучаствовали в съемках, причем живыми декорациями стали окрестности духовной столицы, белокаменный кремль и подгорная часть.
Тобол» именно мультикультурный проект. На такие засматриваются многие творческие команды, а вот приступить, тем более довести до конца, да еще во время кризиса («Мосфильм», например, семь лет назад затих), не каждой хватает решимости. Давайте считать: одноименный роман в двух частях писателя Алексея Иванова — раз, полный метр на 1 час 43 минуты — два, сериал по заказу «Первого канала» — три, а еще: книга «Тобол» в исторических фактах и кино», фотоальбом о кинопроцессе, интерактивная площадка «Посад сибирских старожилов», после съемок доставшаяся Тобольскому историко-архитектурному музею-заповеднику. Можно вспомнить и песни которые рождались у местных авторов под влиянием исторической темы.
Олег Урушев, генеральный продюсер проекта, вспоминает, что потратил на «Тобол» пять лет. Отсчет он ведет с судьбоносной находки. В 2013 году в очередной командировке остановился в тюменской гостинице под названием «Ремезов», увидел в номере информационную брошюру, почитал, задумался. Судьба Тобольска и тобольского архитектора Семена Ремезова лежит на поверхности, но почему-то ни у одного местного писателя и журналиста не возникло желания раскрутить её до культурного продукта, а ведь это петровская эпоха, Полтавская битва, пленные шведы…
Два года ушло на сценарий. Тут подключился пермский писатель Алексей Иванов. Правда, в процессе у партнёров возникли творческие разногласия, и уже завершал необходимую для утверждения у заказчика сотню страниц режиссер Игорь Зайцев. Три года заняла подготовка к съемочному процессу кинопроизводство и постпродакшн. Пятилетка по нынешним меркам, когда люди работают очень быстро и сразу в нескольких плоскостях, — это все-таки срок. Но Олег Александрович уверяет, что при работе с серьезной кинолентой торопиться не стоит.
За первый уикенд в начале прокатной кампаний фильм «Тобол» собрал 70 миллионов рублей. За первый месяц (с середины февраля по середину марта 201 года) истерн — а продюсеры для продвижения выбрали именно такой жанр, чтоб и история, и любовь, и приключения — посмотрели 900 тысяч человек. По данным ресурса «Кинопоиск», сборы в мире на сегодняшний день держатся на отметке 2 257 086 долларов, в России — 2 181 831 долларов. По итогам 2019 года картина вошла в десятку лучших в стране и получила от национальной академии киноматографических искусств и наук два «Золотых орла» за костюмы и грим.
-90 процентов «Тоболу» высший балл. Мы хотели, чтобы, увлекшись действом, люди в зале перестали жевать попкорн. Думаю, у нас все получилось, а многие не верили, что вообще дойдем до финала, — говорит Олег Урушев.
Из явных удач киноленты — актерский состав, подобранный со вкусом. Народному артисту Дмитрию Назарову изначально предлагали сыграть губернатора Матвея Гагарина, но он попросился на роль Семена Ремезова, великого строителя Тобольска. Урушев считает Назарова своим продюсерским талисманом и задействует во многих проектах. Дмитрий Юрьевич, безусловно, талантлив, чувствителен к персонажам, а уж про его обаяние знают все. Заслуженный артист Евгений Дятлов был приглашен как разна роль Гагарина после рокировки с Назаровым. Еще один уникальный актер. Ольга Васильева, Дмитрий Дюжев, Александр Лазарев-младший — имена говорят сами за себя.
А что действительно получилось у кастинг-директоров лучше всего, так это собрать вместо яркую киномолодежь: Агата Муцениеце, Андрей Бурковский, Павел Табаков, Филипп Рейнхард, Юлия Макарова, Илья Маланин, Ян Гэ по-новому раскрылись в интересных образах, пополнили профессиональное портфолио очередным освоенным жанром, актуальной во все времена историей про любовь, честь, достоинство, взаимоотношения отцов и детей. На их фоне не потерялись актеры тюменских и тобольских театральных сцен.
На “Тоболе” собралась сильнейшая съемочная команда. У режиссера Игоря Зайцева, который начал проект, за плечами были костюмированные сериалы «Есенин», «Чкалов», «Великая». Урежиссера-постановщика и режиссера монтажа Петра Зеленова, подхватившего дело, — картины «Движение вверх», «Легенда № 17», «Вий». Оператор Юрий Коробейников, постановщик трюков Жайдарбек Кунгужинов, саунд дизайнеры, композиторы, гримеры, костюмеры — специалисты штучные. Дуэль главных героев на пушках, многодневная работа с компьютерной графикой, когда дворцовые сцены Петербурга делали не в Петербурге, а в Тобольске — с помощью 130-метрового хромакея — такого в отечественном кинематографе раньше не было.
По мне, 1 час 43 минуты для костюмированного исторического фильма время недостаточное. Но Урушев замечает, что зарубежные прокатчики считают такой формат идеальным. Из-за принятых рамок «Тобол» опасно динамичен: сцены и планы меняются быстро, если отвлечешься, догнать и понять будет непросто…
Не стоит забывать, что материала команда отеняла с лихвой не просто так. Скорее всего, уже нынешней осенью «Первый канал» представит одноименный телесериал. Каждая серия —52 минуты. Урушев хотел замахнуться на 12, но тогда размылась бы драматургия.
Кстати, по принципу «Тобола» кинокомпания Solivs весной 2021 года приступит к фильму и сериалу по мотивам книги тюменского автора Сергея Козлова «Романовы: преданность и предательство». Ждем результат.