Тобол. Региональная история становится национальной.

Издание: «Уральский деловой журнал. ДИРЕКТОР УРАЛ»
№2 (115) 2020 г.
Ссылка на материал


Фильм “Тобол” вышел на экраны год назад и сразу разделил зрителей на два лагеря — восторженных поклонников и ярых “критиканов”. Однако у этой картины есть один огромный плюс н всех: эта шумиха подстегнула интерес Россиян к истории освоения Сибири в целом и истории Тобольска в частности. Многим своими глазами захотелось увидеть этот очаровательный город на берегу Иртыша, который в фильме выглядит просто блестяще. Вот на это и было рассчитано! Именно так, по словам генерального продюсера картины ОЛЕГА УРУШЕВА, региональная история становится национальной. Каким будет следующий шаг в развитии исторического кино в России?  
Об этом читайте в нашем эксклюзивном интервью с Олегом Урушевым. 

-Вы согласны с тем, что фильм “Тобол” как культурный проект состоялся. И сегодня он помогает открывать этот регион страны заново. Такая реакция зрителей была ожидаемой? Или это скорее «побочный эффект», хоть и приятный? 

— Это действительно уникальный культурологический проект, не имеющий аналогов. Сначала по нашему заказу был создан сценарий киносериала, на основе которого Алексей Иванов через год написал роман-пеплум «Тобол», ставший бестселлером. Тираж превысил 100 тысяч книг! В прокат вышел кинофильм «Тобол», готовится премьера на «Первом канале» 8-серийной версии общим хронометражом 410 минут. Издано две книги нон-фикшн «Дебри» и «Тобол» в исторических фактах и кино». После съемок интерактивный музей в Тобольске «Посад сибирских старожилов» сделался, по сути, музеем фильма. Самыми многочисленными зрителями кинофильма стали жители большой Тюменской области. В Тюмени, Сургуте, Тобольске, Нижневартовске было куплено самое большое количество билетов. Затем Москва, Санк-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Омск, Новосибирск и другие города. Мы смогли региональную историю сделать национальной. Что такое «Т-34”, знает 90% пришедших зрителей, а что такое «Тобол» — 90% НЕ знает! Но главная наша премьера киносериала «Тобол» на «Первом» телеканале впереди. И мы ждем еще большего зрительского интереса. Это многомиллионная аудитория главного канала страны. Сегодня фильм «живет» в Интернете на платформах «ivi», «STAR». В Германии, Бельгии, Швейцарии кинофильм вышел на платформе «Amazon prim». Фильм представлял страну на Днях российского кино в Англии, Франции, Чехии, Испании, Китае. Он был выдвинут в четырех номинациях кинопремии «Золотой орел» и смог стать лауреатом в двух номинациях. Это при том, что за 2019 год вышло в прокат 150 российских фильмов и только 10 из них стали номинантами главной премии кинематографистов России. Но выполнена главная задача — вырос туристический интерес к Тобольску. Так, в мае 2019 года, по данным тобольского МегаФона, роуминг вырос в три раза по сравнению с прошлым годом. Связисты это связывают с прокатом кинофильма «Тобол». 

— Ваш самый любимый аспект в этой картине — что, удалось максимально хорошо: подобрать актеров, изготовить костюмы, развернуть сюжет, воспроизвести исторические события или иное? 

Мне в «Тоболе» нравится всё. Его темпоритм, к сожалению, не все оценили — попкорн отвлекает, сотовые телефоны. Все, посмотревшие фильм повторно, оценили его высоко. Это подтверждает и попадание в 10 лучших фильмов года на «Золотом орле». Наш «Тобол» снят в реальных исторических декорациях на Красной площади Тобольска. Я иногда шучу что главными строителями декораций на проекте были мэр города Москвы Сергей Собянин и сегодняшний министр строительства Владимир Якушев, которые провели глобальную реставрацию первой столицы Сибири. Киноакадемики, видимо, подумали, что это построенная декорация, и мы в этой номинации боролись с «Одессой» и «Т-34». Я считаю, что наша декорация нижнего города значительно масштабнее «Одессы», построенной на Мосфильме. 

Мы смогли создать и костюмы, которые сегодня демонстрируются в музеях Тобольска и Тюмени. За них Володя Никифоров, художник по костюмам фильма, получил «Золотого Орла». Актерский ансамбль у нас очень гармоничный получился: Дмитрий Назаров, Дмитрий Дюжев, Евгений Дятлов, Сергей Степанченко, Павел Табаков, Илья Маланин, Андрей Бурковский, Ольга Васильева, Агата Муцениеце, Екатерина Гусева, Юлия Макарова. На роли пленных шведов и немцев мы пригласили иностранных актеров: Вольфганга Черни, Филиппа Рейхарда. Казахский актер Еркебулан Дайыров, лауреат Московского кинофестиваля, отыграл на «отлично» роль зайсанга Оихудая. А вот хантыйских двойняшек Айкони и Хомани в сериале очень естественно сыграла китайская актриса — звезда программы «Голос» Ян Гэ. В Ханты-Мансийском национальном театре, к сожалению, никого не нашли. В проекте профессионально по-киношному смотрятся и тюменские актеры: Александр Панов, Сергей Осинцев, Константин Антипин, Игорь Кудрявцев, Евгений Пономарев. В эпизодах и массовых сценах фильма, где число участников доходило до 300 человек, главную скрипку играли тоболяки. Они специально отрастили бороды и косы. Казахские каскадеры под предводительством Джайдока феноменально отработали боевые сцены. Кинофильм мы изначально планировали по жанру истерн, а сериал — историческая драма. Это два разных произведения, рассчитанные на разные целевые аудитории. В кино ходят в основном молодые люди, поэтому там более динамичный монтаж, много экши-сцен. Киносериал — это 8 серий по 52 минуты. Есть где развернуться исторической драме. У нас не доку-драма, поэтому мы не ставили перед собой задачу глубокого исторического осмысления событий и жесткого следования им. Тем не менее, главные исторические события обозначены и «прорекламированы» зрителю. В 1709 году состоялась великая победа Петра 1 под Полтавой, и более 20 тысяч пленных шведов и их союзников немцев были сосланы в Сибирь и под Архангельск. Поход Бухгольца из Тобольска в июле 1715 года за золотом для Петра 1 в джунгарские степи на Яркенд — исторический факт. Тобольск — первая столица Сибири и отсюда шло ее освоение. Пленные шведы реально жили в Тобольске и по некоторым данным составляли почти 30% жителей. Мы реально в фильме восстановили сибирский уклад. Дома Ремезова и Гагарина восстановлены по историческим проектам. И в Тобольске была большая городская драка которая вошла в шведские отчеты. В том, что шведы оставили свой след в Тобольске, мы убедились при наборе шведской массовки в городе. Мы нашли среди тоболяков абсолютно скандинавские лица. Образы Семена Ремезова и князя Гагарина основаны на исторических фактах, но в большей степени это, конечно же, художественный вымысел. 

— «Тобол» вышел в прокат и за границей. Реакция на него там сильно отличалась от российской? 

Так некорректно ставить вопрос — это всё один проект для раскрутки исторического Тобольска. Такая была поставлена нам творческая задача губернатором Якушевым. Благодаря кинофильму продано за полгода 50 000 экземпляров книги — это рекорд для книг Иванова. После сериала продажи еще увеличатся. А вот благодаря автору мы, очевидно, недополучили зрителей во время кинопроката, но аудитория кино и ТВ намного шире «книжной» — это миллионы зрителей. И еще раз подчеркну, что это абсолютно разные аудитории. 

 Главная проблема проката нашего кинофильма — это то, что прокатчики недооценили потенциал франшизы фильма «Как приручить дракона 3». Его мировая премьера должна была состояться в декабре на Новый год, но его сдвинули на февраль ради проката российских фильмов. Кинотеатры «драконов» поставили по 10 сеансов в день, мы стояли 3, 4 и «драконы» собрали почти 2 млрд. Если бы он вышел в новогодние каникулы, то «Т-34» вряд ли собрал бы такую рекордную кассу. Для тех, кто не видел «Как приручить дракона 3» — это мультипликационный «Аватар», на котором выросло целое поколение молодых людей за 10 лет после выхода первого фильма. Меня убедили, что мультик не конкурент. Но за это время из детского фильма он стал семейным и молодежным. Да и кошелек-то каждой нашей семьи один, и ходит в кино она в среднем два раза в месяц, а не два раза в неделю. Поход семьи в кино, минимум с попкорном 2000 рублей. Не дешевое удовольствие. Чего боялись прокатчики, то и случилось — с премьеры в Тобольске фильм пиратски ушел в интернет. И его достаточно активно смотрели зрители бесплатно. Наша борьба с пиратами, к сожалению, не увенчалась успехом. 

 — Ждать ли нам продолжения: каков следующий шаг в развитии исторического кино в Росии? 

— Больше года назад мы заключили контракт с тюменским писателем
Сергеем Сергеевичем Козловым на написание сценария 12 киносерий, кинофильма, и романа о последних годах жизни царской семьи Романовых. Впервые продюсирую книгу. К Новому году выпускаем роман тиражом 30000 экземпляров совместно с издательствами «Комсомольская правда» и «Сибирская Благозвонница».   

 Весной 2021 года, надеюсь, начнется съемочный период. Это история о последних годах семьи Романовых, о преданности и предательстве. Съемки планируем в Тобольске, Тюмени, Екатеринбурге, Перми, Крыму, Санкт-Петербурге, Гатчине, Вене, Белграде. Уже ведем кастинг на основных героев и отбираем исторические локации, интерьеры. 

ТОБОЛ» — ЭТО САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ МОЙ КИНОПРОЕКТ. И Я БЛАГОДАРЕН ПРАВИТЕЛЬСТВУ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМПАНИЯМ «СИБУР» И ГАЗПРОМ НЕФТЬ», ЖИТЕЛЯМ ТОБОЛЬСКА, ВСЕЙ БОЛЬШОЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПОДДЕРЖКУ ЭТОГО УНИКАЛЬНОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА. ДО ВСТРЕЧИ ОСЕНЬЮ У ТЕЛЕЭКРАНОВ! 

 

 

Расскажи своим друзьям!