Дмитрий Дюжев: ради роли Петра Великого я полгода ходил с полубритой головой
Издание: TACC
4 ФЕВРАЛЯ 2019 г. в 09:30 (МСК)
Беседовала: Дарья Павлова
Ссылка на материал
Заслуженный артист РФ, актер театра и кино, известный российскому зрителю по ролям в фильмах «Жмурки» , «Каникулы строгого режима» и телесериалу «Бригада», Дмитрий Дюжев сыграл роль Петра I в исторической драме Игоря Зайцева «Тобол». Фильм выходит на большой экран 21 февраля и расскажет об истории освоения Сибири. В преддверии выхода ленты актер рассказал в интервью ТАСС о том, как он решился на роль первого Всероссийского Императора, воспитании молодого поколения и о том, хотел ли бы он поставить себе памятник.
— Как вы отнеслись к предложению сыграть Петра Великого в фильме «Тобол»?
— Это было предложение Игоря Зайцева, любимого мной режиссера, с которым мы работали в картине «Каникулы строгого режима». Он предложил мне сыграть Петра Алексеевича. Я, честно, сразу засомневался в себе, даже не мог представить, что когда-нибудь смогу это сделать. Я понимал свое несоответствие этому образу, поэтому постеснялся идти на пробы. Но Игорь Зайцев смог меня вдохновить. Мы быстро сработались с нашим художником-гримером, который сразу предупредил:»Дима, если утвердят, то я тебя побрею «. В итоге я полгода ходил с полубритой головой, потому что нам нужен был высокий петровский лоб и мне нужно было носить парик.
— Насколько вам близок характер этого героя?
— Я никогда не провожу параллелей со своими персонажами, потому что я — как доктор-психотерапевт, а мой персонаж — мой клиент, я изучаю его с детства для того, чтобы понять какова его проблема, какой он сейчас, какое у него было детство. Мне необходимо знать его медицинскую карту: у Петра было повышенное давление, обостренный нюх, нервный тик носогубной складки и глаза. У него была ярко выраженная походка, потому что маленькой ножке 37-го размера сложно было держать человека ростом 2 метра 4 сантиметра. Эта черта даже проявляется в живописи того времени: на картинах его изображают опирающимся на трость. Я попросил художников по костюмам сшить мне обувь на несколько размеров меньше, чтобы почувствовать себя на месте этого человека. Что касается характера — ему было до всего дело, он был невероятно любопытен. Есть примеры, когда он проходил мимо рабочих, останавливался, подходил к мужику, брал его инструмент и говорил: «Да что ж ты делаешь, смотри как надо!»
— Какие сцены с вашим героем показались вам наиболее сложными?
— Сильнейшей сценой был момент, когда я падал с лошади. Это была ответственность перед всей съемочной группой и огромным количеством массовки. Целая выстроенная судовая верфь, болотистая грязь, дождь, пять одежд — за камзолом идет кафтан, и это все из тяжелейшего сукна. И когда это все намокло, то стало невыносимой ношей.Там был трюк — я падал с лошади на спину в эту болотистую грязь, и она покрыла весь мой костюм, я думал, что не смогу встать от тяжести грязи на мне. Но все зависело только от меня, и я доиграл сцену. Во мне все пульсировало, я не мог дышать, сделал пару шагов и упал. Очнулся уже на стуле. Поэтому наши современники вообще сомневаются, можно ли быть таким человеком как Петр: попробовав однажды пять минут сцены побыть им, я не выдержал, я сдох. Какова была энергия этого человека — мысль, действие! Нам об этом можно только мечтать.
— Исторические фильмы сейчас очень популярны. Как вы думаете, с чем это связано?
— Я думаю, что зрителю интересны две вещи: то, что нам до боли знакомо, — парень с нашего двора, соседи, персонажи комедийных мини-сериалов или вторая грань — то, чего мы не знаем, где не были никогда, и нам интересно, как там жили или живут люди и каково было им. Это относится к жанру фантастики или исторического кино. Перед авторами исторических фильмов стоит невероятная ответственность перед зрителем, потому что каждый знает Петра Алексеевича и имеет свои представления о его образе.